Метан

Метан

20 век сделал автомобиль массовым. Сегодня уже невозможно представить существование человека без него. Хотя есть один безусловный фактор, который может изменить положение вещей, это цена на автомобильное топливо. Если любого водителя в любой стране спросить о стоимости горючего, он ее сразу назовёт.

Повышение цены на топливо всегда взывает недовольство. Но что будет, если цена превысит некий предельный рубеж или еще хуже нефть, из которой получают бензин и дизельное топливо просто закончится. Это абсолютно фантастическая картина, которую мы с вами вряд ли когда-нибудь увидим в реальности.
Ведь если весь вопрос в цене и наличии конкретного топлива, то достаточно его заменить и все вернется на круги своя. Тот же метан, который горит в наших газовых плитах можно использовать и для заправки авто. Это обходится примерно в двое дешевле по сравнению с бензином и соляркой.

паром Викинг на метане

Простой, казалось бы, вопрос, сколько в мире осталось нефти и газа? Удивительно, но доподлинно это неизвестно. Существует целый ряд факторов, которые мешают назвать конкретные цифры. Хотя бы потому, что до сих пор есть не разведанные запасы нефти и газа. Словом, более-менее точно, хотя и очень обтекаемо можно сказать одно, нефти на земле осталось меньше, чем природного газа. По очень приблизительным данным, нефти хватит лет на 80-100, а газа лет на 300. Добывается, а значит и расходуется нефть в больших объемах по сравнению с метаном, а это в свою очередь приведет к тому, что закончится она раньше, чем газ. Когда это произойдет, никто точно не знает. Но это случится и тогда, главным углеводородным топливом, в том числе и для заправки авто, станет метан.

На сегодняшний день практически все крупнейшие автопроизводители серийно изготавливают один, а то и два модельных ряда газовых авто. Это не столько дань моде, а простой экономический расчет. Стоимость газового топлива практически во всем мире ниже цены на бензин и дизтоплива, где-то на треть, а где-то и на половину. Тогда спрашивается, почему так мало машин, работающих на метане?

gt1 метан

В первую очередь потому, что очень мало метановых заправок АГНКС. К примеру, в России около 70 000 АЗС, которые продают бензин и дизтопливо и всего чуть более 400 АГНКС реализующих метан. Если же взять основные европейские страны, то тут ситуация иная, около 130 000 АЗС и почти 4 000 АГНКС. Несмотря на отсутствие достаточного количества АГНКС, все больше автолюбителей во всем мире переходят на газомоторное топливо.

Сейчас в мире насчитывается около восемнадцати миллионов автомобилей, работающих на метане. Кто их изготавливает? Почти все автопроизводители. Транспортные средства, работающие на метане, выпускают серийно. Например, на Российском КАМАЗе уже много лет изготавливают метановые грузовики. С конца 80-х годов прошлого века КАМАЗ выпускал газодизельные грузовики, то есть работающие на смеси метана и дизельного топлива. А с 2004 года наладил производство грузовиков, работающих только на метане. Примерно пять процентов от всех производимых грузовиков теперь газовые, то есть они могут ездить только на метане. Такие метановые грузовики по экологическим нормам достигают уровня Евро-4, Евро-5. Это еще одно безусловное отличие газового транспорта от бензинового и дизельного - экологичность.

камаз метан

Не нужны никакие фильтры и дополнительная очистка горючего. Метан, которым заправляют автомобили, тот же самый, что горит в наших кухонных плитах. Он оставляет после себя лишь воду и углекислый газ в самой безобидной пропорции среди всех ископаемых видов топлива.

Если взять самые большие месторождения газа-метана на земле и перечислить их, времени потребуется на это очень много. Вот только часть из них, на северо-западном шельфе Австралии, около острова Калимантан, Северный Купол и Южный Парс в Персидском заливе, Иолотань в Туркмении, заподно-сибирские месторождения Уренгой и Ямбург, Штокмонское в Баренцовом море, месторождения Северного моря, Левиафан на шельфе Израиля, в Мексиканском заливе, Тринидаде и Табаго, у Восточного шельфа Бразилии. Это самые большие и самые чистые месторождения метана, а сколько их существует в принципе, никому не известно.

В России метан добывают на Сахалине, в Якутии, в старых нефтегазовых регионах на Северном Кавказе, в Астрахани, в Тимано-Печорском регионе и на огромных, даже по мировым меркам, западносибирских месторождениях. Это Заполярное, Ямбурское, Южно-Русское, Комсомольское и Уренгойское, недалеко от названного в честь него города Новый Уренгой.

Добывается метан с помощью буровых вышек. Они проделывают в земле длинные до несколько километров скважины и добираются до газоносных пластов. Затем на специальных заводах метан обрабатывают, очищают, избавляют от влаги и механических примесей, и с помощью сети компрессорных станций по трубопроводам перекачивают в города и населенные пункты. Но это один способ доставки метана потребителям. Другой, охлаждение его до криогенных, очень низких температур, когда природный газ становится жидким и его перевозят в термоизолированных ёмкостях. Этот сверхохлажденный метан называется СПГ-сжиженный природный газ. Самое интересное свойство СПГ, его колоссальное уменьшение в объёмах. При охлаждении его до -162 градусов по Цельсию, он сожмется и станет жидкостью, уменьшившись в 600 раз. Если его снова нагреть он приобретет свой прежний объем. То есть СПГ, это более компактная форма хранения и транспортировки метана. Один баллон с жидким газом, это как 600 баллонов при нормальном атмосферном давлении или 3 баллона сжатого газа при давлении 200 атмосфер.

Многие страны уже используют СПГ для автомобильного транспорта, а некоторые пошли еще дальше. Швеция, одна из первых стран которая стала использовать СПГ для заправки огромного газового парома Викинг. Паром не экспериментальный, вполне коммерческий, он совершает рейсы из Стокгольма в Финляндию и обратно. Подобные суда выбрасывают меньше вредных веществ по сравнению с дизельными и, конечно, есть выигрыш по деньгам. Метан стоит дешевле традиционного судового топлива. Об этом вряд ли задумываются пассажиры судна, для них это просто увеселительная или деловая поездка. Покидая паром, они даже не знают, что были на самом большом среди всех газовых и самом экологичном среди всех существующих в мире судне.

Кроме судов, метан, фактически можно использовать на любых видах транспорта. В России, например, создали газовый локомотив, работающий на том же самом сжиженном природном газе. ГТ-1 – газотурбовоз на жидком природном метане мало того, что единственный в своем роде, но еще и локомотив рекордсмен. Официально признанный самым мощным среди всех на индивидуальной тяге, он провел грузовой состав весом 16 тысяч тонн, это 170 вагонов более двух километров в длину. Для заправки такого локомотива рядом с Екатеринбургом был построен мини-завод по сжижению газа-метана. В будущем на подобных газотурбовозах планируется устанавливать съемные термоизолированные баки, чтобы не локомотив приезжал на заправку, а заправленные баки подвозили к нему на станцию и там меняли на пустые.

Наверное, не случайно, что первый в истории человечества двигатель внутреннего сгорания, был газовый. Сегодня существует огромное разнообразие автомобильных силовых установок, но каждый из них рано или поздно отойдет на второй план, дав место чему-то новому, возможно еще даже не изобретенному. Однако на сегодняшний день, газомоторное топливо, это адекватная альтернатива бензину и дизельному топливу, хотя бы потому, что оно дешевле и экологичнее. Речь не идет о каких-то глобальных изменениях существующих условий на рынке сбыта, все уже давно изобретено и прекрасно работает. Осталось только сделать маленький шаг.

Ознакомиться с деталями переоборудования на метан (КПГ) Вы можете на странице нашего каталога:
https://gas-truck.ru/catalog/ustanovka-gbo

Комментариев еще нет

Добавить комментарий
Здесь можно задать вопросы или оставить отзыв.