Газовая революция как венец технического прогресса

Газовая революция как венец технического прогресса

У каждого времени – свои герои и свои приоритеты… Еще относительно недавно автомобиль для огромного числа людей был свидетельством достатка, статусным предметом, который подчеркивает успешность его владельца, но время шло и «дети выросли». Машина к началу 2000-х перестала быть роскошью, а стала просто средством передвижения от которого хотели минимальных затрат при его максимальной полезности. Точнее так – хотелось потратиться только один раз (на покупку), а потом - по минимуму. Соответственно, в лидеры потребления стали выходить машины надежные и экономичные. Мы, естественно, говорим о неком усредненном потребителе, о том самом «правиле», из которого всегда могут быть и бывают исключения, но «правило» все равно рулит.

Итак – экономичность… Тут все понятно: существует запрос потребителя на минимальные эксплуатационные расходы самой основной статьей в которых является топливо, поэтому в первую очередь экономичными считаются машины с малым потреблением оного. Хочется много ездить, но мало заправлять, что, в общем-то, вполне разумно. Так что же происходило последние 20 лет на нашем рынке?

Начало 21 века – пик «правления» дизельных двигателей. Они считались самыми «рабочими лошадками» на все случаи жизни – хорошо тянут (хотя редко быстро едут) и мало потребляют. Европейский дизельбум докатился до России и пошел по ее просторам семимильными шагами. Однако, как это часто бывает, реальность довольно быстро начала охлаждать безудержную дизельную горячку. Во-первых, стоимость дизельного топлива стремительно сравнялась со стоимостью бензина. Во-вторых, стоимость дизельного автомобиля оказывалась ощутимо выше аналогичного бензинового и компенсировать эту разницу экономией на расходе топлива у большинства получалось не ранее, чем через 3-5 лет. В третьих, дизельные двигатели «капризнее» и сложнее бензиновых. В общем, довольно быстро стало понятно, что дизель на самом деле не столько экономит, сколько «дает взаймы». И еще экология… Этот фетиш последнего времени стал настоящим могильщиком дизеля, поскольку выяснилось, что с экологической безопасностью у дизельных моторов все совсем не благополучно.

«Похоронив» дизель, экологи дали второй шанс бензину и тот им сумел в полной мере воспользоваться. Турбированные моторы до 2 литров вкупе с роботизированными коробками оказались настолько эффективны, что буквально в течение 10 лет вырвались в безоговорочные лидеры массового сегмента индивидуального потребления. Современный доминирующий городской автомобиль – компактный, переднеприводный, с объемом бензинового мотора 1.2-1.6 и автоматической трансмиссией (робот, вариатор, гидроавтомат). Дизелям на этом «поле» уже нет места!

Все бы было хорошо, но борьба за снижение расхода классического углеводородного топлива начинает упираться в технологическую «стену», рост стоимости классического топлива не останавливается, а развитие современных технологий позволяет подойти к применению альтернативных видов топлива не только теоретически, но и практически.

Самый простой и очевидный – электричество. Сами по себе электромобили известны, ну очень давно, однако свое массовое применение на дорогах они получили совсем недавно, при этом некоторые модели приобрели исключительную популярность в Европе и Америке. Увы, в качестве перспективного транспорта на альтернативном топливе в России эти машины имеют не очень много перспектив. Причин тому сразу несколько: в первую очередь это дороговизна, поскольку они сильно выше по цене бензиновых и дизельных близнецов, отсутствие инфраструктуры для зарядки, долгая зарядка от бытовой сети, холодный климат, сильно снижающий и без того невеликий ресурс батарей. В общем, современные электромобили хороши, но у нас пока не получат массового применения. Дорого и не практично!

Второй альтернативный источник энергии для автомобиля тоже давно известен – это газ и вот тут все очень перспективно и интересно. Газобалоное оборудование для сжиженного газа умельцы ставили уже достаточно давно, но пропан-бутан условно можно считать газом, поскольку это продукт переработки нефти (так же, как дизель и бензин). Он чувствителен к низким температурам, привязан, естественно, к стоимости нефти, да и мнения специалистов о его воздействии на мотор автомобиля весьма неоднозначно. Метан – дело совсем иное! Это природный ресурс, которым Россия обладает в избытке, дёшев, безопасен и исключительно экологичен. Главное – многовариантен в применении. Метан может служить компонентом моторного топлива, например, в дизельных моторах. При относительно простом дооборудовании, обычный дизельный мотор (а для коммерческого большегрузного транспорта альтернативы дизелю как не было, так и нет) превращается в газодизельную установку, где до 50% дизеля может быть замещено метаном. Такая газодизельная схема в условиях интенсивной эксплуатации дает значительную экономию на топливе, улучшает экопараметры мотора, снижаются детонационные нагрузки и т.д. Решение не сложное, но настолько эффективное.

Вообще же метан показался настолько перспективным, что производители ТС поставили его на конвейер. Примеры? Да пожалуйста! Первый Lada Priora CNG увидел свет еще в 2010 году. Правда, тогда это оказался шоукар, который так и не пошел в производство, а первой гражданской серийной моделью АвтоВАЗа с битопливным двигателем, который может работать на бензине и метане, стала Lada Vests CNG. Продажи таких седанов стартовали еще летом 2017 года. Все версии обладают 1,6-литровым двигателем и оборудуются пятиступенчатой механической коробкой передач. Металлокомпозитный газовый баллон объемом 90 литров вмещает 22 кубических метра метана при нормальных условиях. В случае, когда газ заканчивается, происходит автоматический перевод питания двигателя на бензин. Процедура постановки на учет в ГИБДД таких машин не отличается от регистрации обычного автомобиля, то есть никакого дополнительного оформления не требуется. К тому же, 20 февраля 2019 года стартовало производство новой битопливной модели Largus CNG Lada, которая относится уже к линейке коммерческого транспорта.

А как дело обстоит у более именитых производителей? Да тоже неплохо)))

Еще в 2004 году в модельной гамме Subaru появилась модификация Legacy B4 CNG. Ее отличие заключается в том, что в качестве топлива используется природный газ. С завода выходили как на базе оппозитного двигателя EJ20, так и в более ранние годы — 2,5-литровый EJ25.

Другой интересный вариант успешно продает уже группа VAG. Это Volkswagen Caddy TGI. Внешне машина ничем не отличается от бензинового Caddy, но под капотом у нее 1,4 литра мощностью 110 «лошадей» и крутящим моментом 200 Нм, который потребляет в качестве топлива сжатый метан и отвечает экологическим нормам Евро-6. Этот агрегат создан на основе обычного бензинового турбодвигателя, но имеет измененную головку блока цилиндров, а также иные по своим характеристикам поршни и шатуны. Все изменения, разумеется, связаны с работой на газе и позволили значительно сократить выбросы CO2. На газе машина может проехать около 600 километров, при этом объем бензобака составляет всего 13 литров.

Подводя итог можно сказать, что использование природного газа в качестве газомоторного топлива это не прихоть маркетологов или уловка предпринимателей, а результат естественного технологического развития двигателей внутреннего сгорания в условиях жесткой конкуренции, борьбы за экономичность и экологичность транспорта.

Комментариев еще нет

Добавить комментарий
Здесь можно задать вопросы или оставить отзыв.