Метан, как основной инструмент энергоэффективности

Метан, как основной инструмент энергоэффективности

Мировое энергопотребление, вопреки всем кризисным явлениям, не прерывает свой рост. Как и раньше, ключевую роль среди энергоносителей играют невозобновляемые природные ресурсы. В первую очередь это нефть, газ и уголь. Их совокупная доля в мировом энергобалансе превышает 87% (нефть – 35%, природный газ – 24%, уголь - 28%), и, видимо, как раз благодаря экономическим проблемам от роста потребления в первую очередь начинает требоваться энергоинтенсивность. При этом современное общество находится уже на достаточно высокой ступени осознания реальности, оно в полной мере понимает все риски, связанные с подобным ростом, поэтому устойчивыми сателлитами развития энергоинтенсивности становятся энергосбережение, энергобезопасность и экологическая чистота.

Транспортный сектор экономики использует до четверти мирового объема энергоносителей, традиционно являясь одним из крупнейших их потребителей. Соответственно, повышение энергоэффективности именно в транспортном сегменте сможет дать весомый вклад в энергетическую стабильность и эффективность в целом. Если вспомнить, что 95 % мирового транспорта рассчитаны на потребление нефтепродуктов, то диверсификация источников энергии для транспорта и внедрение альтернативных видов моторного топлива автоматически приобретают статус актуальнейшей задачи.

Среди альтернативных видов моторного топлива, самым доступным, экономически и технологически подготовленным к массовому использованию является природный газ, применение которого решает сразу две ключевые проблемы современной энергетики: сокращает использования нефтепродуктов и снижает негативное воздействие выхлопных газов на окружающую среду. В итоге, данный вид топлива имеет все шансы не просто стать альтернативой, но и основным конкурентом традиционному нефтяному топливу.

Природный газ (метан) является единственным моторным топливом, получаемым из ископаемого сырья без использования сложных технологических процессов переработки, а небольшое число технологических операций при производстве определяет его невысокую себестоимость. Конечно, основным недостатком метана в качестве моторного топлива является газообразное состояние, что увеличивает стоимость оборудования, устанавливаемого автомобили, усложняется систему доставки и заправки по сравнению с жидкими видами моторными топлива. Однако, значительные естественные запасы, развитая сеть доставки от месторождений во многие регионы по магистральным газопроводам и огромные экологические преимущества (в сравнении с продуктами крекинга нефти) позволяют рассматривать природный газ как исключительно перспективное и универсальное моторное топливо для России.

Кстати, если говорить о России, то нефтяная зависимость нашего транспортного сектора является практически абсолютной, ведь использования альтернативных видов топлива не превышает 1%. Одновременно с этим, изношенность основных фондов производителей бензина и дизельного топлива высока, что увеличивает их издержки, повышает риски и, в конечном итоге, может негативно отразиться на уровне обеспеченности автотранспортной составляющей. В таких условиях природный газ и его внедрение в качестве моторного топлива приобретают исключительную важность.

Говоря об экономической составляющей, стоит отметить:

  • на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) стоимость 1 куб. м. природного газа для автотранспорта составляет в среднем 16 руб.;
  • цена метана стабильна, а для автотранспорта вообще лимитирована нормативными документами (не более 50% от стоимости бензина), хотя фактически в настоящее время по России стоимость КПГ составляет от 30 до 40% стоимости бензина.

И последнее – если дополнительно принять во внимание состояние российского автомобилестроения и нефтеперерабатывающей отрасли, то растущие экологические требования к транспорту в принципе не могут быть обеспечены традиционным моторным топливом. Перевод транспорта на природный газ – не только самый простой, но и, пожалуй, единственный способ решения этой задачи.

Опираясь на все сказанное выше и на результаты анализа перспектив рынка газомоторного топлива в России, четко вырисовываются основные перспективы его стратегического развития:

1. Создание разветвленной заправочной сети, ориентированной на массовое удовлетворение потребностей в газомоторном топливе.

2. Создание условий для перевода транспорта на природный газ и обслуживания газового транспорта.

3. Опережающее внедрение альтернативного моторного топлива на общественном транспорте.

4. Содействие организации крупносерийного выпуска автомобилей с газомоторными установками на заводах автопроизводителей.

5. Формирование лояльного правового и информационного поля, совершенствование нормативной базы по использованию КПГ на транспорте.

6. Разработка и внедрение передовых технологий в области использования природного газа на транспорте.

Комментариев еще нет

Добавить комментарий
Здесь можно задать вопросы или оставить отзыв.